Описание имени Феофан

Имя:Феофан
Описание:

Мужское имя

богоявление (греч.).

Именины, святые покровители. 25 (12) марта — Преподобный Феофан-исповедник сначала служил при дворе царском, потом принял монашество в пустыне Сигрианской, в Малой Азии; основал здесь два монастыря. Защищал почитание святых икон, за что претерпел от врагов много истязаний (IX в.).

Суеверия, приметы, обычаи. На Феофана туман — урожай на лен и коноплю, и, чтобы примета полностью сбылась, надо бросать птицам в этот день льняное и конопляное семя.

Зодиак имени — Овен. Планета — Солнце. Цвет имени —оранжевый. Благоприятное дерево — рябина. Заветное растение — ковыль. Покровитель имени — лама- Камень-талисман — кровавик.

Уменьшительные формы: Феофанка, Феофаня, Фофа, Фаня.

Отчество: Феофанович, Феофановна; разг. Феофаныч, Фофаныч.

Доброта и бескорыстие отличают Феофана, а когда люди беззастенчиво пользуются его добротою, он очень переживает, дает себе зарок сделаться жестче, но ничего не в силах поделать с собой. Феофан — отличный хозяин, в его руках спорится любая работа. Он общителен и гостеприимен, любит путешествовать со всей семьей. Это человек твердых убеждений — в защите их он стоит непоколебимо, о чем гласит забавная поговорка: "Фофан в землю вкопан".

Феофан Прокопович (1681— 1736) — знаменитый проповедник и государственный деятель. Образование получил в Киево-Могилянской академии, по окончании курса уехал в Рим, где, чтобы постудить в прославленную тогда иезуитскую коллегию Св. Афанасия, должен был перейти в католицизм. Прослушав в этой коллегии полный курс, Феофан приобрел громадную начитанность в сочинениях богословских и философских, а также в древнеклассической литературе и своими выдающимися дарованиями обратил на себя внимание папы, но не пожелал остаться в Риме и в 1704 г. возвратился Б Киев. Здесь, снова обратившись в православие, он стал преподавать в академии сначала пиитику, потом риторику, философию и, наконец, богословие и по всем этим предметам составил руководства, очень замечательные для своего времени ясностью изложения и отсутствием схоластических приемов. Будучи преподавателем пиитики и удовлетворяя обычаю, требовавшему сочинения драматических представлений для школьной сцены, Феофан написал "трагикомедию" "Владимир", в которой, изображая победу христианства над язычеством и осмеивая жрецов как поборников суеверия и невежества, выступил горячим защитником просвещения и сторонником начатой уже Петром Великим борьбы со старыми русскими предрассудками. Восторженным панегиристом преобразовательных начинаний государя явился Феофан также и в своих проповедях, одна из них — по случаю Полтавской победы в 1709 г. — была по приказанию Петра переведена на латинский язык самим автором. В 1711 г. Феофан был вызван в царский лагерь во время турецкого похода, а по возвращении оттуда в Петербург Феофан Прокопович доказывал необходимость для России неограниченного самодержавия, причем проповедник особенно вооружался на "богословов", полагавших, что власть духовная выше светской. В 1719 г. Феофан Прокопович сделался епископом Псковским и с этого же времени стал главным помощником Петра Великого в делах духовного управления. Черев его руки проходили, им составлялись или, по крайней мере, редактировались все важнейшие законодательные акты по делам церкви. При таком положении дела многочисленные враги Феофана не имели возможности ему вредить. После смерти Петра Великого обстоятельства изменились. Староцерковная партия подняла голову и направила свои удары на Феофана. Ему пришлось выдержать ожесточенную и опасную борьбу, отражая обвинения уже не столько богословского, сколько политического характера. Эта борьба могла бы кончиться для него неблагополучно, если бы ему не удалось искусно воспользоваться обстоятельствами вступления на престол императрицы Анны и стать во главе той партии "среднего чина людей", которые разрушили замыслы "верховников" подачею государыне известной челобитной о восстановлении самодержавия. Благодаря своему деятельному участию в этом событии Феофан вновь приобрел прочное положение при дворе и в Синоде — и обрушился на своих старых врагов, полемику с которыми на этот раз повел уже не столько в литературе, сколько в застенках тайной канцелярии. Прежний горячий защитник реформы, действовавший во имя интересов просвещения, в котором он видел единственный залог блага России, теперь, при изменившихся условиях русской жизни, хотя и старался ограждать результаты реформ от посягательства реакции, но по существу своей роли официального проповедника-публициста обращался из деятеля прогрессивного в строгого консерватора и становился панегиристом, оправдывавшим существующий порядок даже в тех случаях, когда он противоречил его собственному идеалу. Впрочем, и в эту тяжелую для него пору Феофан все-таки оставался человеком, высоко ценившим и, по возможности, отстаивавшим науку и просвещение. Во имя выставленного им идеала просвещенного человека и сильного своим просвещением государства он в своих произведениях сатирически изображал современную ему русскую жизнь, и в этом смысле может быть назван первым русским сатириком, первым представителем того направления, к которому впоследствии примкнули наши лучшие литературные силы. Его влияние на Кантемира, сатиры которого нередко являются только перифразом проповедей Феофана, было чрезвычайно сильно; не подлежит также сомнению и его влияние на Татищева, взгляды которого на русскую историю и современность вырабатывались, можно сказать, в школе Феофана.